Кровать в истории и современном искусстве

Кровать в истории и современном искусстве

Кровать имеет многочисленные ассоциации как в культуре, так и в искусстве. Она связана со сном, любовью, болезнью и смертью. Она позволяет заглянуть в самые интимные моменты жизни человека, но может стать и достоянием общественности: от помпейской фрески, что рекламировала публичный дом, до фотографии пары, которая во время любовных игр не расстается с ноутбуком и смартфоном.

Экспонаты выставки в музее современного искусства в венском дворцовом комплексе Бельведер охватывают разные эпохи и стили. Впрочем, все они сосредоточились вокруг одного объекта. Выставка под названием "Бессоннице: кровать в истории и современном искусстве" предлагает посмотреть на то, что происходит под одеялом, в живописи, скульптуре, фотографии и кино.

Кровать является важнейшим предметом в жизни каждого человека, а также часто встречается в произведениях искусства. Люди в ней рождаются, здесь их зачинают, они ложатся в кровать, когда болеют, и в ней они чаще всего встречают смерть, если только она не насильственная. Самые важные моменты жизни происходят в постели. Вот почему художники обращались к этой теме на протяжении всей истории и под разным углом зрения.

Кровать – это маленький остров, где мы хотим остаться в одиночестве. Но в искусстве она приобретает ареол театральности, зрелищности. Она, бесспорно, придает элемент фамильярности, человечности и, в конце концов, эротизма лицам и ситуациям, мифологизированным историей или шоубизнесом. Виртуальный визит в спальню исторической личности или знаменитости производит неожиданное интимное впечатление.

По мнению куратора выставки Марио Кодоньято, постельные портреты таких секс-символов, как Мэрилин Монро или Кейт Мосс зажигают воображение зрителя и вызывают вуайеризм. Но, с другой стороны, делают культовые фигуры ближе, ведь они тоже пользуются кроватью для отдыха или секса.

Живописное или фотографическое изображение одинокой фигуры в постели, независимо от мизансцены, вызывает у зрителя ряд интерпретаций, которые, в конце концов, отражают наши желания и переживания. Обнаженные женщины на полотнах Иоганна Баптиста Райтера, Курбе, Боннара и Люсьена Фрейда – свободные от вынужденных поз, которые были традиционными для живописи прошлого. Они предстают в непосредственной и чувственной близости, заставляя зрителя гадать, чему он стал свидетелем - пробуждению от сна или перерыву в занятии сексом.

Как рассказывает организатор выставки, кровать – это место болезни, место, которое окружает лечение и утешение, скованность и одиночество. Постель больного вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, это город надежды и приюта, а с другой – она таит опасность и страх.

Тюремная кровать имеет политическое значение. Это единственное, что есть в камере. Она также может быть местом казни – на ней вводят смертельные инъекции.

В прошлом важных людей обычно изображали на смертном ложе в окружении близких и родных. Те, кто не были знатными и богатыми, умирали в одиночестве. Распространенный сюжет живописи XIX века – покойный перед захоронением. Этот "последний портрет" – посмертная маска, картина или рисунок – должен оставаться в узком кругу семьи или друзей, но если он принадлежал знаменитости, становился известным широкой общественности.

Традиция оставалась популярной и с появлением фотографии. Это был последний возможный способ увековечить внешность знаменитой личности. Но сегодня, когда мы фиксируем почти каждый момент нашей жизни, вряд ли будем фотографировать наших родных на смертном ложе. Мы предпочитаем запомнить их живыми в более радостных ситуациях.

Популярные статьи:
Привычка грызть ногти - онихофагия
Часто ли мужчины думают о сексе
Алекситимия - невозможность чувствовать
Совместный бизнес с мужем
Работай упорно - главный лозунг Amazon