Как зарабатывают на подделке картин

 
 
 

В последнее время стало модно иметь частные коллекции живописи. Однако знатоки искусства утверждают, что треть картин на арт-рынке - фальшивки. Зарабатывать деньги на подделке картин известных художников очень легко, утверждают некоторые эксперты. Авторского права практически не соблюдаются, поэтому наказать тех, кто подделки рисует и тех, кто их покупает и продает, почти невозможно. По словам искусствоведа, сейчас в частных коллекциях, по разным подсчетам, около 30% работ являются подделками, и это, если учесть только те части коллекций, которые экспонируются публично.

С середины 90-х годов начали подделывать работы еще живых художников и тех, кто недавно умер. Начали подделывать мастеров, которые стали классиками отечественного искусства второй половины 20-го века. Количество работ достигло такой критической массы, что есть потребность вынести этот вопрос на широкую общественность. Для того, чтобы подделку легализовать, ее обычно выставляют в музеях. После этого такая картина попадает в культурный оборот, и ее можно удачно продать.

Первый громкий скандал был связан с псевдороботами известной украинской художницы Татьяны Яблонской. Когда она еще была жива, в Музее русского искусства проходила выставка из частных коллекций, где было выставлено четыре ее работы, которых, как потом оказалось, она не рисовала. Тогда этим возмущалась сама художница, и теперь, уже после ее смерти, возмущается дочь Гаяне Атаян. Ту выставку проводила молодая в то время галерея “Эстамп” при поддержке высокопоставленных чиновников и ряда уважаемых деятелей искусства. Директор галереи говорит, что тогда сомнений ни у кого из специалистов картины не вызывали. Она и сейчас настаивает на том, что то были настоящие работы Татьяны Яблонской.

Галерея, которая делает на подобных выставках себе имя, не заинтересована в том, чтобы экспонировать подделки. Претензии со стороны родственников директор галереи объясняет желанием контролировать экспертизу и передвижения работ художницы. По закону об авторском праве, от каждой перепродажи картины семья должна получать 5%. Но, поскольку рынок не сформирован, потомки редко могут воспользоваться этим правом. Возможно, именно поэтому так распространен "художественный фальсификат". Этот факт не является большой тайной.

О существовании подделок в среде частных коллекционеров картин хорошо знают. Иногда коллекционеры сами заказывают у художников фальшивки. За сколько и где можно заказать копию работы известного художника? На Андреевском спуске в Киеве такого мастера можно найти за несколько минут. Услуги стоят несколько сотен долларов. Зато потом картину продают намного дороже. Но насколько распространено это явление? Оно массовое. Можно даже назвать имена художников, которых больше всего подделывают. Это - Глущенко, Зарецкий, Яблонская. Эти художники давно уже стали рыночными, их картины являются очень дорогими, поэтому художники и коллекционеры, которые имеют эти подделки, могут перепродавать их по очень высоким ценам.

Но проблема гораздо шире и глубже. У нас никак не могут принять закон о меценатстве, что бы навести порядок в этой сфере. Поскольку художников никто не поддерживает, они зарабатывают деньги на подделке чужих картин. Во-вторых, у нас незащищенное авторское право. Неразвитая система отношений на рынке художников и владельцев галерей подпитывает непорядочность в этой среде.

Хорошо ли зарабатывают художники, которые рисуют подделки, и сознательно ли их покупают коллекционеры? Вряд ли коллекционеры покупают подделки сознательно. Коллекционеры - это новые люди, которые не учили историю искусств, но являются очень большими снобами. Они бывают на Западе и знают, что каждая уважаемая семья имеет коллекцию живописи. Но иногда коллекционеры оказываются не в очень удобных ситуациях.

Не так давно прошла выставка Лизы Кривицкой - очень сильной андерграундной художницы, о которой мало что знали и которую не уважали. Эту выставку организовал один частный коллекционер. Из 50-ти работ было восемь настоящих, остальные - подделки, причем, разностилевые. Все знают человека, который их нарисовал. И он нашел себе такого большого сноба, который за большие деньги купил эти картины. Еще один случай с картиной Виктора Заревского, которого уже давно скупили и продали на Сотбис: подделку видели в одной уважаемой галерее. И это - просто стыдно - показывать такого блестящего художника в столь низком качестве.

 

Популярные статьи:
Потеря веса усугубляет целлюлит
Лорелея на Рейне в списке наследия ЮНЕСКО
Дреды привлекают похитителей волос
Чемпионат мира по театральному спорту
Дизайн королевского свадебного платья