Карпатия: жизнь разных народностей

 
 
 

Карпатия: жизнь разных народностейТеми, кто создает документальное кино, всегда движет собственный интерес, считает один из режиссеров фильма «Карпатия» Анджей Кламт. Фильм производства Австрии и Германии вышел на экраны. Сейчас его можно увидеть в Германии - во многих городах проходят показы.

«Карпатия» - это восемь эпизодов из жизни людей разных народностей, которые живут высоко в горах Польши, Украины, Словакии, Румынии. Рабочее название детища Анджея Кламта и Ульриха Ридзевского - «Недалеко от Европы», ведь речь идет о регионе, часть которого (польская и словацкая) уже вошла в Евросоюз, а часть - собирается. Но в прокат картина вышла под другим названием - «Карпатия». Почему именно так?

Анджей Кламт: ”Нам хотелось назвать ее не ”Карпаты”, а именно ”Карпатия” - для нас это слово отдает чем-то мистическим, мифологическим, а не просто географическое понятие. Карпаты - не только горы, это - страна. Пейзажи, люди, история, культура - всё входит в понятие ”Карпатия”. Это выдуманное слово, потому что ни в одном языке, ни в латинском, ни в языках карпатских народов такого нет. Но фантазия действует, поскольку это слово порождает у каждого, кто его слышит, ассоциации с Карпатами”.

Сначала образ жизни карпатских народностей завораживает западноевропейского зрителя: упитанные коровы смотрят в сторону камеры нежными влажными глазами, играет с каким-то горным цветком щенок, клубится туман, припрятывая деревья, тянущиеся ветвями в чрезвычайно высокое небо... А люди, которые живут, по их словам, очень близко к небу, ведут почти полностью натуральное хозяйство, спускаясь в магазин только за сахаром.

Но с каждым следующим эпизодом к зрителю приходит всё более сознательное понимание: эти люди полностью зависят от капризов природы, погоды и собственного трудолюбия, иначе им не выжить. В этой стране политические границы не имеют большого значения, поскольку тысячу раз передвигались, население перемешано, так же, как и языки, и до сих пор течет жизнь, которой жили наши деды. Жили, не стремясь к комфорту и прогрессу, что являются такими ценными в глазах западного человека. Поэтому, несмотря на то, что Карпаты и их жители - terra incognita для Западной Европы, зритель, который родился в любом месте Европы, всегда узнает что-то близкое ему культурно, что-то родное и первичное, от дедов-прадедов.

Режиссер фильма Анджей Кламт: «Люди там, высоко в горах, ближе к природе, живут в согласии с ней, с окружающей средой. Правда, это не означает, что они всегда счастливы. Но они не отчуждены, живут в мире с собой. Это единство проявляется во всех наших героях». Быт жителей Карпат является бесхитросным, даже тогда, когда они занимаются необычными ремеслами. Как, например, красивая полька, которой посвящен один из эпизодов фильма, основное занятие которой - удержание иллюзиона. В то время, как она с помощью пассов руками поднимает людей в воздух, на лицах ее зрителей лежит выражение такого бесконечного и наивного удивления, которое редко можно увидеть.

Анджей Кламт и сам родился недалеко от Карпат, в Силезии. Но всегда хотел познать остальные Карпаты, открыть их для себя как целый горный массив. Он знал, что до этого фильмов о Карпатах, как сплошном культурном ландшафте, было мало. Поэтому они вместе со своим режиссером Ульрихом Ридзевским произвели вдвоем замысел проникнуть на территорию, которая в сознании западных европейцев остается белым пятном. Так фильм стал попыткой открыть эти пейзажи, горы, население.

В ”Карпатии” есть два украинских эпизода. Один - рассказ о гуцульской семье Марусяк, которая живет в старой дедовой еще хате высоко-высоко в горах, придерживаясь всех старинных гуцульских традиций. Вторая украинская история снята в Коломые, где режиссерам повезло найти последних хасидов - ортодоксальных евреев, которые, несмотря на всю суровость хасидских традиций, рассказали перед камерой о своей современной жизни и надежде на будущее.

Фильм ”Карпатия” получил главный приз, как лучший документальный фильм, на фестивале документального кино в Турине и высокую оценку Союза кинокритиков в Висбадене, где его назвали ”необычным фильмом о неизвестном регионе”, ”серьезным документом с элементами этнографии”, ведь авторам фильма за свое многонедельное путешествие по Карпатам удалось собрать интересный этнографический материал. Анджей Кламт: «Везде, где мы бывали, живут определенные меньшинства. В польских Бескидах, например, проживают лемки. В Закарпатье мы встретили немцев и австрийцев, куда еще 200 лет назад они прибыли по велению Марии Терезии. На украинской стороне это также венгерские и румынские меньшинства. На противоположной же стороне были украинцы, а именно гуцулы. Это исторически очень колоритная местность. Благодаря этому, территория Карпат еще больше кажется привлекательной, ведь много народов и этносов, населяющих ее, до сих пор рядом лелеют каждый свою культуру, музыку, язык».

”Фильм создает эффекты, контрасты между поэзией и действительностью - так охарактеризовали произведение члены висбаденского жюри. - Это почти отдельные картинки, которые меняются быстро, как листки календаря, но всегда сохраняют настроенность на бедность и покинутость, из-за чего фильм достигает впечатления жестокой идиллии”. Жестокая идиллия - вот точное определение для фильма.


Популярные статьи:
Село Лазурное - популярный курорт на Черном море
Городок Тиволи под Римом - образец фонтанного ландшафта
Черкасское село Мошны - памятник архитектуры
Как найти княжество Андорра
Новый титул словенского Марибора