Все статьи
ДОРОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
<<---
--->>
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
|
Архитектурные
памятники романского искусства разбросаны по всей Западной Европе,
но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили
основные пути паломничеств. В культовом
зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно
сменяется более прочным материалом — камнем. Для нейтрализации
давления на стены и распора, который дает свод (сначала
полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы
первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень
толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими. Камень заменяет
дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI
в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту
эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и
обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над
окрестными землями. Основное жилище сеньора — главная башня донжон:
нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий —
помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для
дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с
ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса
хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.
XI—XIII века —
время расцвета монументального искусства, как живописи, так и
скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а
скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности.
Единой системы скульптурного декора выработано еще не было.
Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители
колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением
чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей
наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI—XII
вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и
антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей
(альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г.
объявил даже крестовый поход, и т. д.), — всё это привело к тому,
что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только
«евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством
устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд»,
апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа
(«Страсти Христовы»), жития святых — мучеников за веру, причисленных
к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и
мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре
возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу
между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского
искусства.
На стены богослужебных зданий проникает и много
нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории,
басен, даже светских романов, изображений реальных людей и
фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых
хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды
и василиски, например). Двоеверие жило в народе, языческие
представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна
вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер,
аскетизм образов монументальной живописи и монументальной
скульптуры, предельная условность всего образного строя
средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность
бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с
народными чертами сказочности, декоративности, острой
наблюдательности и яркого юмора.
В XI—XII вв. Франции принадлежала
ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни
Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма
"Песнь о Роланде", лирические песни провансальских труверов, первые
фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции
зародились монументальная скульптура и монументальная живопись,
сложился законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области
Франции в этот период были мало взаимосвязаны, поэтому четко
прослеживаются специфические особенности архитектуры разных
областей.
Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были
огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных
прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже
в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части,
хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в
Type,
X—XI
вв.). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным
отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь, расположенные
иногда на почти неприступных скалах, с их боковыми нефами, равными
по высоте центральному (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне,
1099—1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на
капителях колонн. Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной
стен, равной высотой центрального и боковых нефов с овернскими
храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие
наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад
церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь — от портала до верха —
покрыт скульптурной резьбой. Самые величественные
храмы расположены в Нормандии и Бургундии.
|
|
|