Все статьи
ТИЦИАН <<---
--->>
НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
|
Северный Ренессанс
запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и
начинается тогда, когда итальянский вступает в высшую фазу своего
развития. Северные города
Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой
самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от
власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически
развитой системы феодализма. Это несомненно отразилось на характере
культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве Северного
Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем
больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме,
более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее
знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию
уже в конце XV в.
Переход от
средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс,
стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию,
призывающую католическую церковь возвратиться к «временам
апостольским». И у Ренессанса, и у Реформации имелось общее — они
были реакцией на кризис позднего средневековья. Но выход из кризиса
они понимали по-разному и поэтому, как верно замечено, были
движениями разнонаправленными. О различии взглядов протестантов
(лютеран, а тем более кальвинистов как крайней радикальной ветви
протестантизма) и католиков на церковь и веру мы не говорим. Но
Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о
человеке как наиценнейшей из истин («выше всех истин сам человек»).
Эта несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и
ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим
гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором
Мартином Лютером.
Искусство
Северного Возрождения нельзя понять без учета движения Реформации,
влияние которого на него было прямым и очевидным. В ощущении
ничтожества человека перед Богом, его несоизмеримости Богу
Реформация отвергла в какой-то степени и искусство; в протестантской
церкви нет ни резьбы, ни скульптуры, ни витражей, а есть только
голые стены, скамьи и крест. И пастырь, который совсем не одно и то
же, что священник — посредник между мирянином и Богом, а лишь
представитель общины, избранный ею для отправления богослужения.
Реформация надвигалась на Возрождение, но процесс этот, естественно,
был не сиюминутным, и последнее сумело проявить себя с большой
самобытной силой и на севере Европы. Влияние Реформации с ее
реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса
в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в
интересе к изображению нарочито грубого, иногда даже
отталкивающе-безобразного, уродливого (что было абсолютно
неприемлемо для итальянского Возрождения) — это удивительно
уживалось с чувством мистического, ирреального, с динамичностью и
атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной
стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может
быть, даже более прочно, чем Италию. Некоторые исследователи вообще
отвергали эпоху Возрождения в Северной Европе, где готика лишь
«плавно» перешла в барокко, считая Северный Ренессанс просто «осенью
средневековья».
|
|
|