Черты кризиса
художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо проявились в
маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса (от
maniera
—прием, или, вернее,
manierismo
— вычурность, манерничанье), — явная подражательность, как бы
вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм,
эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже
выраженная в названии произведения, как например, в «Мадонне с
длинной шеей» Пармиджанино, преувеличенность чувств, нарушение
гармонии пропорций, равновесия форм — дисгармония, деформация, что
само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.
Маньеризм принято
делить на ранний и зрелый. Ранний маньеризм — с центром во
Флоренции. Это творчество таких мастеров, как Я. Понтормо, Д. Россо,
А. де Вольтерра, Дж. Романо. Росписи последнего в палаццо дель Тэ в
Мантуе полны неожиданных, почти устрашающих эффектов, композиция
перегружена, равновесие нарушено, движения преувеличены и судорожны,
— но всё театрально-поверхностно, холодно-патетично и не трогает
сердце ( фреска «Гибель гигантов», например).
Зрелый маньеризм
более изящен, утончен и аристократичен. Центры его — Парма и Болонья
(Приматиччо, с 1531 г. был главой школы Фонтебло во Франции), Рим и
Флоренция (Бронзино, ученик Понтормо; Д. Вазари; скульптор и ювелир
Б. Челлини), а также Парма (уже упоминавшийся Пармиджанино, его
мадонны всегда изображены с удлиненными телами и маленькими
головками, с хрупкими, тонкими пальцами, с манерными, вычурными
движениями, всегда холодны по колориту и холодны же по образу).
Маньеризм же
ограничился Италией, он распространился в Испанию, Германию,
Нидерланды, Францию, оказав влияние на их живопись и особенно на
прикладное искусство, в котором безудержная фантазия маньеристов
нашла благоприятную почву и широкое поле деятельности.
|