Происхождение национального гимна США

 
 
 

Национальный гимн США – одно из самых любимых музыкальных произведений в стране, но его происхождение весьма необычное. Дождливой ночью 13 сентября 1814-го года 35-летний американский адвокат по имени Френсис Скотт Ки наблюдал, как британские ядра градом сыпались на Форт Макгенри в гавани Балтимора. Война 1812-го года свирепствовала уже полтора года, и адвокат Ки вел переговоры об освобождении американского пленного. Опасаясь, что ему известно слишком много, британцы держали его на корабле за восемь миль от берега. Когда наступила ночь, Ки увидел, как небо покраснело от вспышек пламени. Мощные артиллерийские обстрелы британских кораблей не оставляли сомнений в их победе. "Казалось, что сама мать-земля потоками огня и серы извергает ядра и бомбы со своего брюха", – вспоминал Ки. Но когда утром 14 сентября дымовая завеса рассеялась, он с удивлением и облегчением увидел над фортом флаг США, а не британский "Юнион Джек". Тот усеянный звездами флаг теперь хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне.

Согласно документам Института, зрелище того утра поразило Ки и вдохновило его на поэтические строфы. Позже он показал стихи своему зятю Иосифу Эйч Николсону, который командовал ополчением, оборонявшим Форт Макгенри. Николсон указал автору, что слова идеально ложатся на мелодию популярной английской песенки, написанной в 1775-м году британским композитором Джоном Стаффордом Смитом. "Песнь Анакреона" (в честь древнегреческого поэта-лирика), или "Анакреон на небесах", стала шуточным гимном лондонского клуба джентльменов. Но в начале XIX века песня пересекла Атлантику и приобрела популярность в Новом Мире.

Текст Ки произвел большое впечатление на Николсона, который немедленно отнес его в типографию в Балтиморе, где стихи напечатали на листовках под названием "Оборона Форта Макгенри". На листовках также указывалось, на какую мелодию следует исполнять слова песни. Вскоре стихи перепечатала газета Baltimore Patriot. А еще через несколько недель "Усеянный звездами флаг" – так начали называть поэму – разошелся по всей стране. Он сделал бессмертным имя Фрэнсиса Скотта Ки, как и воспетый им флаг, который впоследствии приобрел историческую значимость.

В 1889-м году песня о звездном флаге стала официальным гимном Военно-морских сил США, а в 1904-м ее процитировал Джакомо Пуччини в опере "Мадам Баттерфляй". Первые два такта – это прямая цитата, которая представляет лейтенанта Бенджамина Пинкертона в арии Dovunque al mondo ("Янки-скиталец"), тогда как первые слова гимна – "Скажи, видишь ли ты в первых солнечных лучах..." – позже звучат в ариях как Пинкертона, так и самой Мадам Баттерфляй.

В начале XX века песня обрела бесспорную популярность. До 1916-го года появились десятки ее различных версий, и поэтому президент Вудро Вильсон попросил Бюро народного образования США подготовить официальное издание этого произведения. Чиновники обратились за помощью к пяти музыкантам – Уолтера Демроша, Вилла Ерхарта, Арнольда Дж. Гантвурта, Оскара Зоннека и Джона Филиппа Суза. Первое исполнение стандартизированной версии состоялось в нью-йоркском зале Карнеги-Холл в декабре 1917-го года. Впрочем, официальный статус национального гимна США "Усеянный звездами флаг" получил лишь 3 марта 1931-го года, по закону, принятому Конгрессом и подписанному президентом Гербертом Гувером. Тот факт, что это произошло относительно недавно, может удивить многих, кто уверен, что гимн уходит корнями в глубокое историческое прошлое.

Но это незнание может свидетельствовать о более распространенном явлении. "Многие американцы даже не представляют, сколько важных для нации атрибутов родом из 1920-х годов и времен Великой Депрессии", – отмечает Сара Черчвел, профессор американской литературы и гуманитарных наук из Университета Восточной Англии и автор очень популярной книги "Беспечные люди" (Careless people). "Когда Френсис Скотт Фитцджеральд, дальний родственник Фрэнсиса Скотта Ки, в честь которого назвали будущего писателя, обдумывал сюжет "Великого Гэтсби" в 1922-м году, в Америке всё еще шли споры о необходимости национального гимна", - замечает исследовательница. Хотя "Усеянный звездами флаг" был явным фаворитом, против него яростно выступали, к примеру, активисты движения за умеренность (которые стояли на рассвете эпохи "сухого закона"). Джон Филип Суза провозгласил, что "источником вдохновения является дух музыки", так же, как слова Ки, которые проникают прямо в душу. Хотя остряки нередко шутят, что прежде чем спеть гимн, нужно изрядно выпить.

20 июня 1922-го года в газете New York Tribune появилась статья с огромным заголовком "Усеянный звездами флаг" никогда не станет нашим национальным гимном". Ее автором была последовательница движения "Христианской науки" Августа Эмма Стетсон, которая построила первую Церковь христианской науки в западной части Центрального парка в Нью-Йорке. В статье говорится о "резких каденциях, которые почти не поддаются исполнению" и никогда не смогут выразить "духовные идеалы, на которых зиждется нация". "Мало того, что музыку написал не американец, – замечала Стетсон, – так это еще и неприличная песенка для пьяных застолий. Конгресс никогда, – гремела гневом статья, – не узаконит гимна, который происходит от низменных человеческих инстинктов". Автор грозно предупреждала: "Господь не допустит этого".

Но Конгресс имел другое мнение. "Усеянный звездами флаг" стал национальным гимном Америки в 1931-м году через два года после биржевого краха, когда американцам было очень необходимо возрождение веры в свою нацию", – говорит Черчвел. Интересно, что именно в этом году, отмечает исследовательница, популярность приобрело выражение "американская мечта", о которой писал Джеймс Труслоу Адамс в книге "Эпос Америки". Взаимосвязь между этими двумя событиями кажется очевидной. "Американцев часто уверяют, что всё, что касается становления нашей нации, теряется в дымке времени и выходит за рамки истории. Это ключевой аспект "американской мечты". Именно об этом пишет Фитцджеральд в "Великом Гэтсби" – наша история постоянно тянет нас назад, но мы ее не понимаем".

Певцы, которые испоняли "Усеянный звездами флаг":
- Джими Хендрикс на фестивале Вудсток в 1969 году, с безумным гитарным соло.
- Марвин Гей – невероятно чувственная версия, выполненная в 1983-м году.
- Уитни Хьюстон – в 1991-м году, хотя и в записи, но ее голос!
- Бейонсе – перед финалом чемпионата Национальной футбольной лиги 2004-го года.
- Группа Lady Antebellum – обладатели Grammy очаровали слушателей гармонией своего пения перед матчем мировой серии бейсбольной лиги в 2010-м году. И если уж речь зашла о гармонии, послушайте этих ребят, чья версия гимна может показаться немного вульгарной, но, возможно, наиболее трогательной из всех.

 

Популярные статьи:
Дровяные печи для бани
Дровяные печи-каменки
Как выбрать и где купить медицинскую кровать
Процедура наращивания волос
Пицца для всей семьи