На
территории Волынского Полесья находится одно из древнейших
поселений - село Степань, расположенное на берегу живописной Горыни.
Оно старше других на 300 лет. Заявить о своем открытии степаньцы решили громко - с презентацией в Ровенском областном краеведческом музее истории и культуры своего села. И доказали ученым и гостям музея: Степань
- не село и даже не поселок, а княжеский город с более чем тысячелетней историей.
Такой богатой выставки с экспонатами только из одного села в музее еще не было. От древнерусской керамики, уникального пасхального яйца-«шкрябанки», аналогов которому нет в Европе, древних княжеских гербов
до традиционного степаньского бисероплетения, исторических картин народных художников, полной коллекции бытовых вещей и орудий ремесленников - резчиков, бортников, ткачих, скрипичных мастеров.
В конце XIX века в помещичьем имении на окраине Степани жил известный русский писатель Александр Куприн. Впечатления от встреч и бесед с
жителями, их природы, быта и культуры он положил в основу повести «Олеся». Сама же Олеся - идеал человека, живущего в гармонии с природой - имела реальный прообраз - девушку Саломею, которая жила неподалеку в лесу с бабушкой-знахаркой и имела способности колдуньи.
До сих пор первым упоминанием о Степани считалась запись в Ипатьевской летописи, где о населенном пункте говорится, как о центре удельного княжества.
Теперь же выяснилось, что Степани 1005 лет.
Была исследована геральдика князей Острожских, владевших Степанью - там изображения совсем другие, чем на гербе современной Степани. Так же есть
очень интересные печати с 1422-го года. Их шесть, они найдены в Кракове и на них изображен кентавр. Поэтому над символикой Степани
надо и дальше работать.
Когда-то иконки степаньского маляра Степана славились по всей Волыни, а еще здесь изготавливали трехпудовые свечи двухметровой высоты и действовали пять храмов. Нынешние
степаньцы также четко придерживаются традиций: ребятишки играют в весенние игры и водят хороводы, которым научили их бабушки. Степаньские
невесты ходят приглашать на свадьбу только в
изысканных украинских веночках, которые
обычно делали из бумаги и парафина. Кроме
того, девушки сами делают
букет невесты.
Эта традиция не прерывалась здесь никогда.
Славится Степань мастерами. Сергей Полищук - профессиональный музыкант, каждые полгода изготавливает новую скрипку. На его скрипках не только
степаньские дети учатся, но и играют воспитанники музыкального училища.
Талант к музыке - от Бога, а к столярству -
от отца. Ткачиха Мария Капец подарила свой домашний станок областному краеведческому музею, чтобы традиционное ремесло могли увидеть многочисленные посетители и туристы. Рядом с ней делилась секретами приготовления
степаньских свадебных караваев лучшая
вышивальщица и кухарка Оксения Линка. Меньше трех сотен гостей на
степаньской свадьбе не бывает.
В советские времена при вандальском
уничтожении степаньских церквей (одни переносили, другие разбирали, из третьих делали спортивные залы) оттуда бесследно исчезло немало неповторимых сокровищ. Однако еще
более ценные сокровища пронесли в своей памяти
степаньские
мастера и краеведы.
Популярные статьи:
Аутентичная карпатская кухня
Как распознать нарцисса
Нежелательные волосы у женщин
В радиационно-загрязненных зонах люди страдают бесплодием
Самые лучшие часы
|