Скульптурное искусство Древнего Рима

 
 
 

Скульптурное искусство Древнего РимаИскусство Древнего Рима полно насилия и откровенной сексуальности. Но то, что современному зрителю может показаться неприличным и жестоким, в глазах древних римлян выглядело, наверное, совсем иначе. Археологам XVIII века, которым пришлось работать на раскопках Помпеев и Геркуланума (римских городов, пострадавших в результате извержения вулкана Везувия) можно позавидовать. На одной только Вилле папирусов в пригороде Геркуланума между 1750-м и 1761-м годами они нашли 85 скульптур.

Но смущаться археологам тоже приходилось. Представьте себе чувства исследователей, которые в весенний день 1752-го года достали из-под земли одну из самых скандальных статуй Виллы прямо перед глазами короля Неаполитанского королевства. Скульптура, вырезанная из цельного куска итальянского мрамора, изображала древнеримского бога плодородия и скотоводства Пана, который занимался сексом с козой. Правой рукой он крепко держал козу за бороду, заглядывая ей в глаза. Король, мягко говоря, был не в восторге.

В отличие от большинства других находок в Геркулануме и Помпеях XVIII века, скульптуру спрятали от глаз публики, и посмотреть на нее можно было только с личного разрешения монарха. Тем не менее, с момента ее открытия статуя вызывала столько ужаса, сколько и интереса. Она быстро стала объектом паломничества для молодых английских аристократов, которые путешествовали по Европе с целью образования, осуществляя известный Гран-тур. Английский скульптор XVIII века Джозеф Ноллекенс по памяти создал терракотовую копию скульптуры, хотя коза в его интерпретации выглядит скорее удивленной вниманием Пана, чем покорной, как в оригинале. Пожалуй, бессознательно, скульптур изобразил сцену как акт зоофилии и изнасилования, в то время как оригинал, очевидно, воспринимался древними римлянами менее шокирующим и насильственным.

Разные культуры смотрят на вещи под разным углом. Искусство, которое нам кажется шокирующее эротическим и жестоким, в Древнем Риме было вполне приемлемым. Сегодня статуя Пана с козой вновь заставляет сердца биться учащенно. Обычно ее выставляют в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя рядом с другими эротическими экспонатами древнеримского искусства. Но в 2013 году Пана одолжили лондонскому Британскому музею, где его демонстрировали на выставке "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме". Небольшая надпись у входа предупреждал посетителей, что выставка содержит экспонаты откровенно сексуального характера.

Мрачные сады. Сегодня мы готовы отнести эту статую к низкопробной эротике, впрочем не стоит спешить с выводами. Вилла папирусов, между прочим, содержала большую библиотеку с сотнями трактатов, свидетельствующих о том, что ее хозяин был человеком образованным и высококультурным. Конечно, это не должно мешать ему быть извращенцем, которому нравилось провоцировать своих гостей скандальными изображениями. Но даже беглое знакомство с римской культурой свидетельствует, что это необязательно должно быть так. Сегодня кое-кто украшает свой сад гномами. А вот римлянам нравились более сексуальные и кровавые образы.

Среди других экспонатов выставки – две изящные мраморные скульптуры оленей, которых раздирают на части охотничьи собаки. И хотя в скульптурах нет ничего непристойного, они, тем не менее, представляют собой чрезвычайно жестокое зрелище. Трудно не оценить динамичную, слаженную композицию и тонкую работу скульптура. Впрочем, на взгляд современного человека, выбор подобной сцены для садового украшения выглядит по крайней мере странно. Так же как и сюжет статуэтки пузатого и пьяного Геркулеса, который собирается справить нужду. Но римлянам такие сюжеты нравились.

Одна из древнеримских скульптур – "Марсий, который висит на дереве". Бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву, ждет жестокого наказания – с него собираются содрать кожу заживо за то, что он осмелился бросить вызов самому Аполлону, пригласив бога на соревнования по игре на лире (в котором Марсий, бесспорно, проигрывает). Несколько скульптур, изображающих эту сцену, сохранились до нашего времени. Некоторые из них, высеченные из розового мрамора с прожилками, заставляют содрогнуться от ужаса, потому что слишком реалистично передают плоть, которая вот-вот появится из-под ножа палача.

Похожие чувства вызывает известная статуя "Лаокоон и его сыновья", найденная в Риме, которую в 1506-м году Папа Юлий II поместил в ватиканском дворце Бельведер. Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей со змеями. Застывшие в муках лица мужчин поражали не одно поколение художников и писателей - от Микеланджело до Диккенса. С одной стороны, кажется странным, что древние римляне, которые чтили порядок, государственную власть и авторитет, были настолько одержимы стихийной жестокостью. Впрочем, с другой, гладиаторские бои и кровавые зрелища на арене с участием диких зверей и осужденных преступников были ничем иным, как ритуалом человеческих жертвоприношений. Древний Рим был интересной смесью цивилизации и варварства.

Пикантное искусство. Как свидетельствует статуя Пана с козой, секс был такой же неотъемлемой частью древнеримской культуры, как и насилие. Не удивительно, что стены одного из борделей города Помпеи украшают фрески откровенно сексуального содержания, но почему так много обычных зданий имели таблички с изображениями эрегированных фаллосов. Ранее считалось, что они указывали путь к одному из многих публичных домов города, которых в Помпеях, по некоторым оценкам, было 35. И это в городе с населением около 12-ти тысяч человек. Впрочем, большинство ученых сегодня уверены, что эти таблички выполняли роль своеобразных амулетов, которые должны были отталкивать злых духов. Такая концепция объясняет, почему фаллические изображения часто встречаются и в других контекстах древнеримской культуры.

На выставке в Британском музее, например, есть интересный предмет, известный как "тинтиннабулум", или музыкальный подвесок, состоящий из крылатого фаллоса с львиными ногами, хвостом и собственным фаллосом, к которым прикреплены колокольчики. Хотя этот предмет интерьера нашли в Помпеях, он выглядел бы вполне уместным и на Вилле папирусов в Геркулануме, тихонько позвякивая в саду, пока гости разглядывали скульптуру Пана с козой.

Выставки, такие как "Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме", создают волнующее ощущение того, что наши давние предки были очень похожими на нас. Бронзовый бюст римского банкира выполнен с такой реалистичностью, что, кажется, мы можем прочесть мысли его владельца. Костяной сосуд, на дне которого осталось немного розовой краски, позволяет живо представить римскую матрону, которая накладывала себе румяна на щеки. Но стоит бросить взгляд на скульптуру Пана с козой, как бездна двух тысячелетий между нашей культурой и древними римлянами снова кажется бесконечно глубокой и темной. Мы можем лишь представлять, о чем думали римляне, когда впервые видели это произведение искусства. В том, что для нас выглядит непристойностью и насилием, они могли видеть комедийность или даже чувственность. Единственное, что можно с уверенностью утверждать, то, что их отношение к сексу и насилию в корне отличалось от нашего. Понимание культуры прошлого – это постоянный поиск неуловимого и изменчивого.


Популярные статьи:
В филармонию - в вечерних платьях и смокингах
Рождество для итальянцев - стресс и суета
Специальное приложение для смартфонов
Национальная программа противодействия торговле людьми
Почему нас раздражают люди