Все статьи
ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС в ИТАЛИИ <<---
--->>
ИСКУССТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО
|
Идеи
монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции
античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в
творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искусстве обрели зрелое
решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого
тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности,
в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная
композиция, передающая все многообразие мира. Проблемы эти были
разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему
логикой. Рафаэль обогатил эти возможности, достигнув поразительной
свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой
фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком.
Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и
естественно складывались в архитектонически ясную композицию, но за
всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая
логика построения, мудрое самоограничение, что и делает его
произведения классическими. Никто из мастеров Возрождения не
воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности,
как Рафаэль; недаром его считают художником, наиболее полно
связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой
поры.
Рафаэль Санти
родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной
культуры Италии, при дворе герцога урбинского, в семье придворного
живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего
мастера. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует
небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее
простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости
композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом
и чувством умиротворения. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в
Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника
Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504).
Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных
интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в
«Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с
нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется
уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей
поры. В 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию, художественная
атмосфера которой была насыщена уже веяниями Высокого Ренессанса и
способствовала его поискам совершенного гармонического образа.
На протяжении
всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, его многочисленные
произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу.
Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все
тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и
глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это видно во
всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»:
в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и
особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской
мадонне».
Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало
отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству,
исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с
младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление
человеческих грехов. Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее
сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына
(взор которого также недетски серьезен).
«Сикстинская мадонна» —
одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура
Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена
общим ритмом движения с фигурами св. Варвары и Папы Сикста II, жесты
которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более
похожих на путти, что так характерно для Возрождения), — в нижней
части композиции. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как
бы олицетворяющим Божественное сияние. Но главное — это тип лица
мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с
духовностью христианского идеала, что столь характерно для
мировоззрения Высокого Возрождения.
«Сикстинская
мадонна» — позднее произведение Рафаэля. До этого, в 1509 г., Папа
Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных
папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. В начале XVI в. Рим
становится главным культурным центром Италии. Искусство Высокого
Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, где
волею меценатствующих пап Юлия II и Льва Х работают одновременно
такие художники, как Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Искусство
развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об
объединении страны под своей властью), питается античными
традициями, выражает идеологию гуманизма. Общая идейная программа
росписи папских комнат — служить прославлению авторитета
католической церкви и ее главы — Папы. Ученики помогали Рафаэлю и в
росписи примыкавших к комнатам Папы лоджий Ватикана, расписанных по
его эскизам и под его наблюдением мотивами античных орнаментов,
почерпнутых преимущественно из только что открытых античных гротов
(отсюда название «гротески»).
Рафаэль исполнял работы самых разных жанров. Его дар декоратора, а
также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми
картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни
апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Эти
картины на протяжении XVI—XVIII вв. служили для классицистов своего
рода эталоном. Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно
видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту
(фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).
Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи, создавшим тот вид
изображения, в котором индивидуальное находится в тесном единстве с
типическим, где помимо определенных конкретных черт выступает образ
человека эпохи, что позволяет видеть в портретах Рафаэля
исторические портреты-типы («Папа Юлий II», «Лев X», друг художника
писатель Кастильоне, прекрасная «Донна Велата» и др.). И в его
портретных изображениях, как правило, господствует внутренняя
уравновешенность и гармония. В конце жизни Рафаэль был непомерно
загружен разнообразными работами и заказами. Даже трудно
представить, что все это мог исполнить один человек. Он являлся
центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте
(1514) стал главным архитектором собора св. Петра, ведал
археологическими раскопками в Риме и его окрестностях и охраной
античных памятников. Это неизбежно вызывало привлечение учеников и
большого штата помощников при исполнении больших заказов. Рафаэль
умер в 1520 г.; его преждевременная смерть была неожиданной для
современников. Прах его погребен в Пантеоне.
|
|
|