Как создаются звуковые эффекты в кино

Как создаются звуковые эффекты в кино

Процесс создания звуковых эффектов в кино и на телевидении довольно неожиданный. Источником звука за кадром может быть что угодно - от бытовых предметов до голоса животных. Возможно, вы раньше не слышали термина "шумовое оформление», но, без сомнения, слышали, что он обозначает в любом фильме или телепередаче.

Шумовое оформление - это процесс озвучки кинолент, телевизионных или радио программ после того, как они уже записаны. Английский термин foley происходит от имени Джека Фоли - одного из пионеров записи и воспроизведения звуковых эффектов. Во времена немого кино в начале XX века Джек Фоли работал на "Юниверсал Студиос". Когда конкуренты выпустили первую звуковую ленту, студия начала срочно готовить звуковую бригаду, и Джек, который ранее имел дело с радио, попал туда.

Звук за кадром создается искусственно с помощью предметов и источников, которые часто кардинально отличаются от того, что мы видим на экране. Например, для воспроизведения звуков монстров или фантастических технологий в кино используют довольно неожиданные объекты - от конверта до шлакоблока или двигателя.

Звуковые эффекты создают не только для художественных лент. В документальной радиопередачи "Звук в спорте" Деннис Бэкстер (известный звукоинженер трансляций мировых спортивных событий) рассказывает, как создается звуковая дорожка спортивных программ - от гребли до атлетики. Во время скачек совершенно невозможно расположить микрофоны вдоль всего трека, поэтому уже готовая запись используется поверх других звуков. Но это не звук конных копыт, как вы могли бы ожидать. Это замедленная запись табуна буйволов.

Шумовые эффекты часто используются потому, что на слух они воспринимаются более реальными, чем настоящие звуки. Ниже будут раскрыты тайны неожиданных звуковых эффектов в нескольких самых известных кинолентах и ​​сериалах.

"Звездный путь". Звук раздвижных дверей в сериале "Стар трек" свидетельствует о том, что воспроизвести сложные технологии будущего на экране можно с помощью простых бытовых предметов. Таинственный шорох раздвижных дверей на борту звездного корабля "Энтерпрайз" - это звук бумаги, которую извлекают из конверта.

"Властелин колец". Фильмы в жанре фэнтези изобилуют мифическими животными, голосов которых обычно нет в базе звуковых эффектов. Поэтому звукорежиссеры должны применить незаурядную смекалку. Звук барлогов (демонических существ с легендариума Дж.Р.Р.Толкина) был создан с помощью скрежета шлакоблока, который тянут по деревянному полу. А о появлении назгулов (черных слуг Саурона) извещает скрипучий звук, который получили, потерев два пластиковые стаканчика.

"Годзилла". Звукорежиссеры римейка культовой ленты признались, как работали над звуками существ МУТО (от английской аббревиатуры MUTO - Massive Unidentified Terrestrial Organism - "массивные неопознанные земные организмы»). Чтобы воспроизвести стон и рёв чудовищ, шумовики терли ладонями воздушные шарики, водили резиновыми калошами по поверхности барабана или струнам контрабаса, скрипели старой гладильной доской и вешалкой и даже записали ржание осла. Но ингредиенты рёва самого Годзиллы так и остались профессиональной тайной.

"Звездные войны". На счету звукорежиссера Бена Бертта много звуковых эффектов из известных лент, в частности, знаменитый звук светового меча в "Звездных войнах". Он воссоздал свист культового меча, соединив шум от проектора и специфический звук, который возник при приближении микрофона к монитору телевизора. Итак, звуки за кадром иногда рождаются случайно.

"Парк Юрского периода". Хотя все существа вымерли, для более реалистичного воспроизведения их звуков Стивен Спилберг использовал мычание и блеяние настоящих животных. Так, известный рёв тираннозавра он создал с помощью замедленной записи трубного звука слонёнка, соединенного с рыком тигра и аллигатора. В одной из сцен с тиранозавром звукорежиссер даже использовал звуки, которые издавала собака, когда грызла резиновую игрушку. Другие динозавры издавали звуки, записанные во время брачных игр кур, петухов, коал и даже черепах.

"Челюсти". Для ленты Стивен Спилберг повторно использовал звуковые эффекты из своего раннего триллера "Дуэль" (первая полнометражная лента американского кинорежиссера, с которой начинается его карьера в кино). Когда акула падает на дно моря после роковой встречи с шефом полиции Мартином Броди, за кадром используется тот же звук, что и при ударе о скалу грузовика с "Дуэли". Однако оригинал звука был записан еще раньше - во время съемок классического триллера 1954-го года "Создание из черной лагуны".

Популярные статьи:
Что нам мешает сбросить лишние килограммы
Удивительный мозг переводчика-синхрониста
Откуда возникли ведьмы
Исторические реинкарнации бюстгалтера
За пределами красоты - египетские царицы