Фотография природы
Фотография леса
Фотография гор
Фотография водоёмов
Фотография растений
Время года в фотографии
Съемка пейзажа
Зима в фотографии
Весенние пейзажи
Лето в фотографии
Осенняя пора
Свет в фотографии
Композиция в фотографии
Цвет в фотографии
Ночная съемка
Съемка в плохую погоду
Панорамная съемка
"Золотое сечение" в фотографии
Фотовспышка
Закаты в фотографии
Цветы в фотографии
Горный пейзаж
Фотография дикой природы
МУЖСКОЙ ЖУРНАЛ
Бизнес и карьера
Автомобили
Здоровье и спорт
Хобби
Юридическая помощь
СЕКРЕТЫ и СОВЕТЫ
|
КОМПОЗИЦИЯ в ФОТОГРАФИИ
Для
создания успешной
композиции в фотографии нужно сначала решить, какую часть сцены вы
хотите запечатлеть, а затем скомпоновать содержащиеся в ней элементы
так, чтобы из них сложилось приятное для глаза целое. В этом на помощь
приходит целый ряд средств. Объективы позволяют вам контролировать
количество пространства, которое войдет в кадр. Выбором точки съемки и
использованием перспективы вы можете повлиять на линейный рисунок кадра.
Также можно творчески использовать характер освещения, от которого будет
зависеть, как проработаются текстуры, формы, тона и цвета. Имеются
определенные правила и формулы, призванные усовершенствовать ваши
композиционные навыки. Поначалу вы будете обращать внимание на то, как
использовать все эти приемы в разных ситуациях. Но по мере возрастания
ваших навыков, уверенности и опыта построение композиции станет
интуитивной реакцией на то, что вы видите вокруг.
Композиция в фотографии зависит от вашего индивидуального стиля и
видения мира. В основе этого бесхитростного, но очень броского сюжета
лежит умелое использование цвета и симметрии. Однако при всей простоте
сюжета вряд ли нашлись бы два фотографа, которые подошли бы к нему
совершенно одинаково. Центр композиции -
наиболее важный элемент на снимке, куда естественным образом устремляется
взгляд. Очень часто таковым является главный объект вашего снимка — как,
например, портретная фотография. Однако при съемках пейзажей центр
композиции зачастую используется для визуального равновесия и для того,
чтобы зрителю было на что направить свой взгляд. Броские и легко
различимые объекты являются идеальными композиционными центрами, ибо
выделяются в кадре, занимая в нем совсем немного места. Если сцена включает
более чем один центр композиции — то, как вы сочетаете их в видоискателе,
повлияет на композиционный баланс.
Влияет ли как-нибудь точка съемки на композицию снимка. Многие фотографы
имеют привычку фотографировать с любой точки, где окажутся. Однако изучая
ваш объект или сцену с различных углов и позиций, вы отыщете гораздо лучшую.
Во-первых, задайте себе вопрос: достаточно ли близко вы подошли к вашему
главному объекту? В 9 из 10 случаев композицию фотографии можно было бы
улучшить, всего лишь сделав несколько шагов вперед, - композиция сделалась
бы насыщеннее, лишние детали оказались бы исключенными из кадра. Во-вторых,
обратите внимание, как изменение расстояния от камеры до объекта изменяет
взаимоотношение между передним и задним планом. Чем ближе вы будете
находиться к вашему объекту, тем больше он будет доминировать на вашем
снимке. Ну, а чем дальше вы от него отойдете, тем он будет меньше по размеру
и меньше выделяться на снимке.
И наконец. Не бойтесь
снимать с необычных точек! Мы привыкли снимать с уровня глаз... Ну, а если
намеренно опустить или, наоборот, поднять камеру, вы сможете сделать
необычный снимок. Когда вы поднимаетесь на высоко расположенные точки, вы
получаете возможность видеть дальше — убедитесь в этом, взобравшись на стену
или хотя бы на стул! При этом меняются и масштабы — когда вы смотрите вниз с
балкона высокого дома или с моста, люди кажутся карликами, еще более
преуменьшенными масштабами крупных сооружений. Этого достаточно для съемки
превосходных фотографий - если вы запечатлите сцену или часть ее при помощи
телеобъектива, самое заурядное выйдет необычным!
Съемка с низкой позиции дает обратный эффект. Маленькие объекты кажутся
гораздо крупнее по сравнению с окружением - люди будут выглядеть почти той
же высоты, как дома с ними рядом, а самая повседневная обстановка приобретет
едва ли не фантастический облик. Объекты, находящиеся близко к камере, будут
доминировать во всей композиции — к примеру, фотографируя пейзажи, вы можете
сделать так, что сравнительно небольшой объект заполнит весь передний план.
Только не ленитесь присесть на корточки и подползти к нему поближе. Съемка с
высокой точки дает необычное и удивительное видение
мира.
Как использовать
линии для улучшения композиции фотографии? Линии в композиции служат трем
целям. Во-первых, - ведут взгляд зрителя по направлению к горизонту или
композиционному центру. Во-вторых, - создают ощущение глубины, трехмерности снимка. В-третьих,— отчетливо делят картину на участки и
помогают концентрировать внимание на самом важном. Четкие, значимые для
композиции снимка линии могут быть как природными, так и рукотворными:
дороги, стены, изгороди, реки, тропинки. Для работы с линиями идеальны
широкоугольные объективы, ибо то, как они «вытягивают» перспективу,
усиливает эффект.
С другой стороны,
телеобъектив позволит вам подчеркнуть линии, которые будут теряться при
взгляде под широким углом, например, сильные вертикальные линии стволов
деревьев или других вертикальных структур. Различные типы линий создают и
различные ощущения. Смотреть на горизонтальные линии легко; взгляд скользит
по ним слева направо. С другой стороны, вертикальные линии более мощные, ибо
их устремленность ввысь говорит о порыве. Диагональные линии занимают больше
пространства, уводя глаз от переднего плана через всю картину. Но сходящиеся
вдали линии сильнее всех, так как они создают впечатляющее ощущение глубины.
И наконец, воображаемые линии могут «работать» так же хорошо, как и
реальные. Например, линия человеческого взгляда привлечет к себе столько же
внимания, как дорога, прорезающая пейзаж.
Будет ли снимок выглядеть лучше, если в нем есть элементы обрамления.
Безусловно. Ибо обрамление, во-первых, упорядочивает композицию в целом,
во-вторых, обращает внимание зрителя на главный объект и закрывает собой
ненужное пространство. Прекрасным примером являются нависающие ветки дерева,
заслоняющие собой скучное пустое небо. Подойдут также ворота, дверные и
оконные проемы. Опять-таки, широкоугольные объективы идеальны для введения в
картину элементов обрамления, так как их широкий «угол зрения» позволяет
«играть» со взаимоотношениями между элементами сцены. Чтобы и ваш главный
объект, и обрамление выглядели на снимке резко, поставьте закрытую диафрагму
для создания большой глубины резкости.
Чтобы придать вашим снимкам ощущение глубины, необходимо включать в них
визуальные элементы, создающие это впечатление. Наиболее правильный путь
этому творческое использование перспективы. Если взглянуть на ряд
удаляющихся предметов одного размера фонарные столбы, деревья, то с
удалением предметы кажутся все меньше. Это явление называется перспектива
размеров. Точно так же создают ощущение глубины сходящиеся вдали
параллельные линии — обочины дороги, рельсовый путь, борозды вспаханного
поля. Это называется линейной перспективой. Для усиления эффекта включайте
ваш снимок «точку схода», где «встречаются» сходящиеся линии, и используйте
широкоугольный объектив с близкого расстояния.
Другие формы перспективы
воздушная и тональная. Воздушная перспектива передает изменения в
контрастах, цветах, тонах и ясности очертаний предметов на расстоянии,
вызванные воздушной дымкой. Сфотографируйте телеобъективом горный или
холмистый пейзаж — и вы увидите, что каждый следующий из удаляющихся от вас
рядов гор или холмов кажется более светлым, чем тот, что ближе к вам.
Тональность перспективы заключается в том, что светлые, или теплые тона как
бы «выдвигаются вперед», а более темные и холодные «отступают назад». Если
вы сфотографируете оранжевый предмет на синем фоне, тональная перспектива
создаст ощущение глубины и дистанции. Если вы сделаете снимок при помощи
телеобъектива, элементы сцены покажутся сгруппированными вместе, а
широкоугольники, напротив, «разбросают» их. Если вы смотрите на
высаженные в ряд деревья, или череду колонн, или опоры высоковольтной линии,
вы увидите, как повторение одних и тех же форм и элементов складывается
во впечатляющий рисунок. Впечатление может быть усилено при помощи
телеобъектива,
исключающего из
кадра все ненужные элементы.
Будет ли
использование штатива содействовать улучшению снимков? Главное его
преимущество в том, что сначала вы поразмыслите над
композицией, перед тем как поставить штатив. Поставив, станете думать,
как еще ее можно улучшить, — и только тогда нажмете кнопку затвора. С
чисто технической точки зрения штатив позволяет работать с большими
выдержками и при малых диафрагмах, так что вы можете управлять глубиной
резкости и снимать при слабом освещении, не волнуясь о сотрясении
камеры. А это, в свою очередь, увеличивает ваш выбор и облегчает
создание композиций.
Где
лучше всего провести в
фотографии линию
горизонта? Начинающие фотографы обыкновенно помещают линию горизонта прямо посередине кадра. Но чаще
всего — это худший вариант,
так как приводит к статичным, безжизненным кадрам. В большинстве случаев
рекомендуется помещать линию
горизонта на 1/3 от
верхней кромки кадра,
если хотите акцентировать внимание
на переднем плане, или на 1/3 от
нижней, если главное для вас на снимке —
небо. Помещая горизонт таким образом, вы создаете более динамичную и
интересную композицию. Единственное
исключение - если вы хотите сделать
симметричный снимок, например, с отражением в воде — в этом случае хорошо
сработает как раз проведенная по
центру линия горизонта.
Как лучше держать аппарат
во время съемок — горизонтально или вертикально? Это зависит от того, что вы
фотографируете. Горизонтальный формат создает успокаивающее, умиротворенное
настроение, ибо он перекликается с горизонтом. Вот почему его охотнее
используют для пейзажной фотографии. Вертикальные снимки, более мощные и
энергичные, предполагают движение и устремленность ввысь, так что этот
формат предпочитают для съемки строго вертикальных сооружений - высоких
зданий, деревьев. Строгих правил, когда какой формат использовать, не
существует, но выбор того или другого существенно влияет на визуальное
воздействие снимка.
Возможно ли нарушать законы
композиции? Правила на то и существуют, чтобы их нарушать, и очень часто
таким путем получаются куда более впечатляющие результаты. Никто не
мешает вам поместить главный объект строго в центре кадра или провести линию
горизонта строго посередине. А также никто не обязывает вас создавать
правильные, связные композиции. Но всё, что вы делаете, должно делаться
намеренно и быть рассчитанным на получение успешной фотоработы. И прежде чем
«нарушать» законы композиции, вам нужно хорошо их знать, ибо между понятиями
«необычная композиция» и «плохая композиция» - большая разница.
|