Фотография природы
Фотография леса
Фотография гор
Фотография водоёмов
Фотография растений
Время года в фотографии
Съемка пейзажа
Зима в фотографии
Весенние пейзажи
Лето в фотографии
Осенняя пора
Свет в фотографии
Композиция в фотографии
Цвет в фотографии
Ночная съемка
Съемка в плохую погоду
Панорамная съемка
"Золотое сечение" в фотографии
Фотовспышка
Закаты в фотографии

Цветы в фотографии
Горный пейзаж
Фотография дикой природы

МУЖСКОЙ  ЖУРНАЛ
Бизнес и карьера
Автомобили
Здоровье и спорт
Хобби
Юридическая помощь

СЕКРЕТЫ и СОВЕТЫ

 



 



СВЕТ в ФОТОГРАФИИ

Свет - наиважнейшая составляющая фотографии. Без него попросту невозможно делать снимки, ибо он «пишет» образ, воздействуя на пленку. Но это не всё - свет существенно разнится в цвете, яркости, резкости и направлении, и все эти качества влияют на эстетический успех фотографии. Понимание причин этих различий и оценки того, как они могут быть использованы, весьма существенно. Свет по своей природе значительно более сложен и изменчив, чем может себе представить обычный человек. Наши глаза и мозг сообща стремятся приспособить, скорректировать, отвергнуть или проигнорировать многие особенности освещения. Но фотографические и видеосистемы регистрируют всё точно. Полученные с их помощью изображения целиком определяются качеством существующего освещения. Почти все факторы, влияющие на уровень освещенности, могут быть выявлены, определены и даже предсказаны. Хотя погодные условия меняются, можно рассчитать уровень освещенности, если известны широта местности, время года, время суток и состояние неба. Характер освещения зависит от размера источника света и расстояния до него.

Прежде чем нажать на спусковую кнопку фотоаппарата, необходимо в полной мере осознать характер влияния света и освещения на сюжет съемки. Часто можно столкнуться с такими условиями освещения, которые будучи удовлетворительными в натурных условиях, не обеспечивают высокого качества изображений. Неопытный фотограф снимает не задумываясь и расценивает результаты своей работы, как неизбежные. Профессионал же критически воспринимает окружающее освещение. Существуют специальные приемы фотографии, которые эффективно используются при любом освещении. 

Источник самой чистой формы света - солнце, находящееся от нас на расстоянии 149 млн. км. По мере того, как шар земной день за днем совершает свой путь вокруг светила и вокруг своей оси, мы здесь, на поверхности земли, постоянно наблюдаем, как свет постоянно движется и постоянно меняется. Управлять им мы не можем никак - но зато можем использовать для наших снимков наилучшие условия освещения, при этом ставя аппарат под нужным углом. Если хотите взять от дневного света все возможное, смиритесь перед налагаемыми им ограничениями и научитесь работать в их рамках. Наловчитесь - и поймете, что самый лучший на свете инженер по свету, нужно только немного терпения, и все возможно при небольшой настойчивости. Положение солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость тоже меняется, но незначительно. Когда солнце стоит высоко в небе, что бывает в течение шести часов в середине дня летом, можно с высокой точность определить количество освещения. В фотографической терминологии такое количество освещения эквивалентно экспозиции при диафрагме 16, если на съемочной камере установлена выдержка, соответствующая чувствительности применяемой пленки.

Термин "солнце в дымке", встречающийся в инструкциях по применению фотопленок, часто подразумевает наличие легкого облачного слоя в верхней атмосфере. При таком освещении требуется вдвое большая экспозиция (диафрагма 11). Термин "светлая облачность" соответствует дальнейшему снижению уровня освещенности и подразумевает наличие явно выраженных облаков, сквозь которые еще просматривается солнечный диск, но на земле нет резких теней. В этом случае требуется еще раз удвоить экспозицию (диафрагма 8). Термин "сплошная облачность" труднее поддается определению. Облака не обязательно тяжелые, но солнечный диск не виден. В этих условиях требуется очередное удвоение экспозиции (диафрагма 5,6). "Пасмурно" означает уже не белые облака, а серые тучи (диафрагма 4). "Ненастье" или "очень пасмурно" подразумевает темные тучи (диафрагма 2,8). Еще более слабое освещение в летние полуденные часы возможно разве что при сильной грозе с черными тучами. Если бы яркость света была единственным фактором, имеющим решающее значение в фотографии, то наилучшим способом освещения было бы прямое освещение вспышкой. Однако своеобразие и привлекательность изображений достигается не количеством, а качеством света, причем характеристики этого фактора бесконечно разнообразны. Поэтому есть смысл рассмотреть типы освещения, с которыми мы сталкиваемся в течении суток.

Рассвет. Первый свет даже летом появляется после наиболее холодного периода ночи. На рассвете и при восходе солнца свет быстро меняется. Перед самым восходом свет имеет голубой оттенок, но если небо ясное, возможен эффект красного заката. При часто встречающемся сочетании легкостелящегося тумана с высокими перистыми или слоистыми облаками наблюдается переход от направленного снизу вверх солнечного света к более рассеянному общему освещению, размывающему тени. На морозе этот эффект проявляется сильнее. Освещение на рассвете идеально для фотографирования открытых пейзажей, городских крыш и церквей (они ориентированы на восток к восходу солнца). Туман часто стелется в низинах у водоемов, а долинные ландшафты, наблюдаемые с высокой точки в восточном, северо-восточном или юго-восточном направлении могут выглядеть очень эффектно. 

Утро. В течение первых двух часов после восхода солнца свет быстро меняется. Солнце может рассеять дымку или туман (в теплые месяцы) или создать их (вследствие испарения инея в холодные месяцы). В конце лета прозрачность воздуха наибольшая в утренние часы. Слабые испарения от влажных дорог, рек и водоемов могут быть очень эффектны. Воздушная перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны, но с увеличение расстояния пейзаж становится всё светлее и размывается. Это одна из возможностей передачи третьего измерения в двумерной фотографии. В такое время суток цвет (цветовая температура) света меняется от яркого теплого желтого с золотым оттенком до тепловатого нейтрального. На фотоснимке, сделанном в утренние часы, кожа человека кажется очень гладкой. Небо редко бывает густого синего цвета до второй половины дня, значит тени не имеют легкой голубой окраски, какая бывает при освещении под "открытым небом". Утренний свет уже спустя час после восхода солнца обычно считается идеальным для фотосъемки. Прогноз погоды почти не имеет значения, когда речь идет о конкретных условиях съемки, и чтобы застать наилучшее освещение, надо быть на месте в течение всего дня. Можно будет проследить за изменением погоды и в зависимости от положения солнца определить, какое время дня наилучшее для съемки конкретных кадров.

Полдень. Продолжительность подходящего освещения зависит от времени года и широты местности. В жарких районах полуденное солнце лишь создает неудобства своим почти бесполезным светом. Назойливый, невыразительный, ослепительный блеск палящего над головой солнца "убивает" окружающие виды. Густая синева небесного простора не помогает, поскольку тени становятся синими, а открытые пространства, находящиеся в тени, приобретают явно выраженные "холодные" оттенки. После прохождения солнцем зенита картина начинает меняться. Есть районы, где возможны быстрые образования облаков, тусклой дымки и внезапные изменения ветра, который приносит с моря туман и мглу. Лучшая натура - это южная береговая линия. Утро - это, вероятно, единственное время суток, когда небо чистое, а позднее утро - время, когда солнце светит прямо на фасады зданий. Когда фотографы выражают недовольство полуденным освещением, они обычно имеют ввиду двухчасовой период после полудня.

После полудня и вечер. Во второй половине дня происходят изменения цвета (спектрального состава) света, не всегда наблюдаемые утром. Когда происходит резкое понижение температуры образуется туман, в особенности над морем. Большую часть времени туман настолько слаб, что образует нечто вроде легкой дымки. Она может "приглушить" свет и вторая половина летнего дня будет казаться сумрачной и унылой, несмотря на яркое солнце. На фотоснимке это выражается "придавленными" тонами и цветами, что приводит к общему серому тону. Влага и пыль рассеивают лучи света. Когда солнце высоко, рассеиваются синие лучи и поглощаются красные, а цветовая температура становится выше нормальной. Проявляющаяся на фотографии холодная металлическая синева редко выглядит привлекательной.