Фотография природы
Фотография леса
Фотография гор
Фотография водоёмов
Фотография растений
Время года в фотографии
Съемка пейзажа
Зима в фотографии
Весенние пейзажи
Лето в фотографии
Осенняя пора
Свет в фотографии
Композиция в фотографии
Цвет в фотографии
Ночная съемка
Съемка в плохую погоду
Панорамная съемка
"Золотое сечение" в фотографии
Фотовспышка
Закаты в фотографии

Цветы в фотографии
Горный пейзаж
Фотография дикой природы

МУЖСКОЙ  ЖУРНАЛ
Бизнес и карьера
Автомобили
Здоровье и спорт
Хобби
Юридическая помощь

СЕКРЕТЫ и СОВЕТЫ

 


 



ЦВЕТ в ФОТОГРАФИИ

Немногие фотографы задумываются о цветовом содержании фотографии. То, как соотносятся между собою различные цвета, может существенно повлиять на успех фотографии. Некоторые краски гармонично сочетаются между собою, сочетания же иных вызывают только ужас. Не усвоив этого, вы никогда не сможете ни подбирать сочетания цветов в композиции, ни избегать ненужных. Контроль за цветами может осуществляться с помощью подбора фильтров, освещения и пленки - это дает возможность создания безграничного множества ярких эффектов. 

Что такое основные, дополнительные и вторичные цвета. Основные цвета в фотографии — красный, зеленый, синий. Если у вас есть три источника света этих цветов, то вы можете получить любой другой цвет, смешивая их. При сложении всех трех получится белый свет. Дополнительные цвета размещаются на световом круге друг против друга — голубой и красный, пурпурный и зеленый, желтый и синий. Если вы смешаете основной цвет с дополнительным, который лежит диаметрально против него, вы получите серый. Вторичные цвета получаются при сложении друг с другом двух других. Это - пурпурный, оранжевый, фиолетовый.

Когда вы делаете фотоснимок, цвета образуются благодаря цветовым слоям, составляющим эмульсию. Эти слои включают голубой, пурпурный и желтый красители. Каждый из слоев реагирует на яркость соответствующего  цвета. Основные цвета получаются путем сложения двух слоев: желтый и пурпурный — красный, желтый и голубой — зеленый, пурпурный и голубой дают вместе синий — таким образом становится возможной большая гамма оттенков. Вторичные цвета на пленке образуются путем сложения всех трех слоев, поэтому они не столь ярки. Их весьма сложно запечатлеть на пленке — скажем, из-за спектральной чувствительности пленки фиолетовый часто выходит розовым.

Хорошо ли использовать в одном и том же снимке контрастные цвета. Использование в фотографии контрастных цветов — мощный творческий инструмент, благодаря которому создаются образы, потрясающие наши чувства и привлекающие к себе внимание. Наиболее сильные цветовые контрасты получаются в том случае, если вы сочетаете основной цвет с противостоящим ему дополнительным цветом той же силы. Хороший пример — желтый с синим. Они дают резкий контраст, сочетаясь в одном снимке. Эффект ослабляется, когда один цвет занимает на фотографии больше места, чем другой, или когда один из таких цветов сильнее другого. Еще один фактор, который следует принять во внимание, — то, как те или иные цвета действуют сами по себе. Теплые цвета - такие, как красный и желтый — «выступающие», тогда как холодные — синие, зеленые — «отступающие», напоминают нам о просторах: море, небо, сельская местность. Так что, если вы сочетаете теплый цвет с холодным, то на снимке непременно будет доминировать теплый, даже в небольших количествах холодный цвет образует привлекательный фон.

Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, ибо с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции. Красный цвет ассоциируется с кровью, революцией, любовью, ненавистью и иногда используется как средство предупреждения: мол, гляди в оба! Зато оранжевый и желтый — спокойные цвета, напоминающие нам о тепле и солнце. Что до холодных цветов, то синий ассоциируется с вольной небесной и морской ширью, а также с холодом и одиночеством. Наконец, зеленый — естественный цвет природы — напоминает о густых лесах, рождении нового, красоте. Конечно, чтобы вызвать эти чувства, недостаточно просто включить в кадр тот или иной цвет, но об их воздействующей на подсознание силе следует помнить, снимая тот или иной сюжет. Так, например, огненный закат, снятый с использованием оранжевого фильтра, будет излучать тепло, тогда как фотография холодного, туманного дня с голубым оттенком может вызвать дрожь по коже.

Как добиться того, чтобы цвета на фотографии были более насыщенными? Во-первых, важен выбор пленки, поскольку разные виды ее по-разному передают цвета. Во-вторых, на насыщенность красок влияет качество света. Ярче всего цвета проявляются утром и во второй половине дня при фронтальном направлении света на объект. В-третьих, добиться насыщенности красок можно путем использования поляризационного фильтра для уменьшения отблесков неметаллических поверхностей и углубления синего неба.

Какие цвета гармонично сочетаются друг с другом? Цвета, находящиеся рядом друг с другом на «цветовом круге», дают гармоничные сочетания (желтый с красным, желтый с зеленым, зеленый с синим и т. д.). Однако любые цвета могут образовывать гармоничные сочетания, если они не слишком контрастны. Цветовая гармония полезна тем, что производит на зрителя умиротворяющий эффект. Вспомните хотя бы о чудесных красках осеннего леса. Также можно делать превосходные снимки, состоящие всего из одного цвета или различных оттенков одного цвета. Этот эффект создается мягким, затуманенным светом, сближающим цвета. Но такой эффект может быть получен искусственно. Название этому эффекту — монохромный цвет.

Теплые цвета оказывают стимулирующее действие, холодные действуют наоборот. Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана это перед восходом). Они вызывают вполне конкретные эмоции. Фотографы знают, что теплые тона на снимках зрительно словно выступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные наоборот - отступают, делая предметы вогнутыми.

Основные цвета - синий, желтый, красный - являются нейтральными в отношении гармонии и контраста, но только в том случае, если они действительно чистые, без оттенков. Гармоничные сочетания родственных цветов можно получить, комбинируя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним производными цветами: желтый - зеленый, желтый - оранжевый, синий - зеленый, синий - фиолетовый, красный - оранжевый, красный - фиолетовый.   

Цвета также отличаются друг от друга по степени яркости. Чтобы уравновесить композиционно в кадре маленькое желтое пятно, ему необходимо противопоставить большое фиолетовое. Однако на изображении ясно увидеть очертания объектов можно только, когда имеется различие не только по цветовому тону, сколько по светлоте. Простое различие цветов, пусть даже контрастных, имеет очень малую организующую силу изображения.

Цветовая композиция на снимке в идеале строится по принципам субординации и координации. В первом случае какое-то цветовое пятно является доминантным, главным в кадре, а все другие цвета подчиняются ему, либо гармонируя, либо контрастируя с ним. Во втором случае используются взаимосвязанные и гармоничные градации одного и того же цвета.